Rambler's Top100 Service
Поиск   
 
Обратите внимание!   Обратите внимание!
 
  Наука >> История >> История искусства | Диссертации
 Написать комментарий  Добавить новое сообщение
 См. также

Популярные статьиПопов А.В. Санкт-Петербург в культуре русского зарубежья: город на берегу Мексиканского залива

Научные статьиСтоляр А. Д., Международная научная конференция, посвященная 100-летию со дня рождения профессора М. И. Артамонова (Санкт-Петербург, 9-12 декабря 1998 г.)

Научные статьиАрхитектурное наследие русского зарубежья

Научные статьиРусское религиозное искусство конца XIX - начала ХХ века и православные храмы в Русском Зарубежье

Обзорные статьиИздания эпохи Александра I в Нью-Йоркской публичной библиотеке

Научные статьиРоссия на Дальнем Востоке: новая градостроительная концепция и православные храмы

Обзорные статьиКультурное наследие российской эмиграции

Научные статьиО русской архитектуре Харбина и проблемах архитектурных исследований Русского Зарубежья на Дальнем Востоке

Научные статьиДергачёва И.В., Синодик с литературными предисловиями: история возникновения и бытования на Руси.

НовостиПравославная церковь в Японии

ДиссертацииРусская Православная Миссия в Китае

Научные статьиНационально-теократическая концепция Святой Руси А.В.Карташева

Обзорные статьи...Как драгоценные шкатулки. Русские Церкви в Европе

Научные статьиКасинец Э. Славянские издания в американских коллекциях

Популярные статьиРоссийское Зарубежье в системе общественного сознания и культуры России

Научные статьиКлемешов А. С., II региональная научная конференция

Витраж в русской культуре: Санкт-Петербург и его памятники.
Волобаева Т.В.
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. C.-Петербург.1999.
Научный руководитель: кандидат искусствоведения И.Д. Чечот
Архитектура России


I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ.

1. Актуальность темы исследования

Витражное искусство имеет в России сравнительно недолгую историю. В средневековых русских постройках и в архитектуре XVIII века витражи не были распространены. Обнаруженные факты об их использовании в это время крайне незначительны, образцы цветного декоративного остекления не сохранились.

История русского витража началась в 1820-е гг., когда отечественными фабрикантами были предприняты первые опыты в этой области стеклоделия. В 1900-1910-е гг. витражное искусство в России достигло расцвета. Революция 1917 г. оборвала развитие русского витража, история которого, таким образом, насчитывает около ста лет.

Тема "Витраж в русской культуре" в целом мало изучена в российской науке. Существует ряд публикаций об отдельных произведениях и группах памятников, о некоторых производственных центрах, однако полная картина развития русского витража 1820-1917 гг. - эпохи модерна и эклектики - отсутствует.

Толчком для развития отечественного производства витража в XIX в. стали не только и не столько достижения в области стеклоделия. Скорее, промышленность откликнулась на определенный, сильно выраженный потребительский спрос на "транспарантные картины". Об этом свидетельствуют и первые опыты российских фабрикантов по изготовлению разноцветных окон, первоначально очень простого характера, и большое количество имитаций живописи на стекле.

В 1820-1840-е гг. витражи стали распространенным украшением в интерьерах русских дворянских особняков. Мода на разноцветные окна пришла в Россию из Западной Европы, вместе с комплексом романтических идей и представлений. В России второй четвери XIX в., как и в Европе, увлечение витражами было неразрывно связано с мировоззрением романтической эпохи и поддерживалось многими факторами как в архитектуре, так и в живописи, и в поэзии. На протяжении 1820-1910-х гг. русское витражное искусство прошло определенный путь развития: изменялись техника, иконография, размещение в пространстве жилого дома. На протяжении XIX-начала XX вв. эволюционировало и восприятие цветного окна, что нашло отражение в терминологии: если в эпоху романтизма полихромное декоративное остекление называли "транспарантной живописью", то в конце ХIХ в. - "узорным окном", и только в 1900-е гг. появилось современное название "витраж", заимствованное из французского языка.

Витраж, в отличие от многих других видов искусств, выходит за границы отведенного ему места в иерархии художеств. Он имеет тесную связь с изобразительным и прикладным искусством, архитектурой и стеклоделием. Научно-технический прогресс и развитие эстетической мысли обогатили семантику витража нового времени.

В настоящем исследовании представлены результаты изучения русского витражного искусства от первых следов его появления в древнерусской архитектуре до 1917 года. Развитие русского витража XIX - начала XX вв. анализируется на примере петербургских памятников. Витраж рассматривается художественном и историко-культурном аспектах.

Сохранившийся в петербургских зданиях натурный материал - декоративное остекление и его фрагменты - требует безотлагательного изучения, так как потери витражей в застройке XIX- начала XX вв. умножаются с каждым днем. Актуальность исследования не в последнюю очередь определяется интересом специалистов и горожан к исчезающему наследию дореволюционной массовой культуры.

2. Цель исследования.

Определить место витражного искусства в русской культуре, охарактеризовать основные этапы его развития.

3. Задачи исследования:

1. Исследовать предысторию витража в России: древнерусский период и XVIII век, - как этапы, предшествовавшие появлению российского витражного производства. Выявить факты применения витража в архитектуре, объяснить их с точки зрения особенностей русской культуры этого времени.

  • Определить комплекс причин, положивших начало истории русского витража в 1820-1840-е гг., а также его отечественного производства. Изучить увлечение "транспарантными картинами" в контексте культурной жизни обозначенного периода: выявить связь с архитектурной теорией и практикой, живописью и литературой, рассмотреть символику витража романтической эпохи.
  • Выявить предпосылки и причины появления витража в системе убранства православного храма.
  • 4. Определить роль полихромных окон в интерьерах эпохи эклектики и модерна, выявить закономерности применения витражей в зависимости от стилистики и типологии помещения.

    5. Охарактеризовать российскую стекольную промышленность с точки зрения возможностей и масштабов изготовления художественной продукции на основе листового стекла в 1830-1890-е и 1890-1910-е гг.

    6. Выявить предпосылки стремительного развития витражного искусства в Петербурге в конце XIX - начале XX века.

    7. Определить основные петербургские центры изготовления витражей (имена мастеров, названия мастерских, предприятий) в XIX- начале ХХ вв.

  • На основе документальных и изобразительных материалов, стилистического анализа произвести атрибуцию ряда памятников.
  • Определить основные иконографические мотивы и выявить изменения художественной формы и техники витража в периоды эклектики и модерна.
  • 4. Метод исследования

    В работе использован комплексный метод изучения натурного, иконографического материала и историко-документальных источников в сочетании со стилистическим анализом памятников витражного искусства Петербурга.

    Исследование развития витражного искусства в широком историко-культурном контексте позволило выявить многообразные взаимосвязи и общность в процессах, происходящих в различных видах искусств.

    5. Научная новизна

    Впервые в отечественном искусствознании дается обобщающая характеристика витражного искусства в России. Выявлены масштабы применения цветного полихромного остекления в русском зодчестве XIX- начала XX вв. Определены этапы развития витража в России. Выявлены основные закономерности размещения витражей в пространстве жилого дома и интерьерах различной стилистической направленности. Обозначены взаимосвязи искусства витража с процессами, происходившими в области архитектуры, изобразительного искусства, литературы и философии.

    6. Практическая важность работы

    Материалы диссертации содержат важные сведения для исследователей истории, культуры, изобразительного и декоративного искусства. Данная работа представляет интерес не только для специалистов, изучающих проблемы русской художественной культуры. Она может быть использована в музейной практике при атрибуции витражных произведений, имеющихся или поступающих в собрания, при организации экспозиций и составлении каталогов, в лекционной и экскурсионной работе. Материал диссертации может быть полезен реставраторам, которые часто не только "ремонтируют" сохранившиеся витражные композиции, но и реконструируют утраченные элементы по собственным проектам.

    7. Апробация

    Основные положения диссертации были представлены в виде докладов и сообщений на конференциях в Российском институте истории искусств, в Государственном музее истории Санкт-Петербурга. Отдельные темы были разработаны и опубликованы в виде статей в различных научных изданиях.

    8. Объем работы

    В диссертации 229 страниц машинописного текста. Работа состоит из введения, трех глав и заключения. В приложениях содержатся краткая справка об алтарном образе Исаакиевского собора и два монографических очерка: о мастерской В.Д.Сверчкова и о деятельности семьи стеклопромышленников Франк и их вкладе в развитие витражного производства в Петербурге в начале ХХ века.

    В научный аппарат включен список литературы.

    Содержание    Далее --->


    Написать комментарий
     Copyright © 2000-2015, РОО "Мир Науки и Культуры". ISSN 1684-9876 Rambler's Top100 Яндекс цитирования